На фоне скандалов и выяснений отношений в культурном
пространстве с последующим выводом сора на всеобщее обозрение, до сих пор
существуют единицы, продолжающие свою миссию вне установ- ленной «системы
ценностей» и не особо зависящие от «диктовки времени». Люди, которые делом, а
не только словом до- казывают свое право называться предста- вителями культуры,
достойными гражданами страны. Гость «НВ» — глава Национальной театрально-творческой
ассоциации Ара ХЗМАЛЯН.
— В одном из предыдущих номеров была затронута тема
актуальности, необхо- димости господдержки некоторых культур- ных очагов. Насколько
продуктивно, на взгляд главы Национальной театрально-творческой ассоциации,
сегодня содержать 22 государственных театра?
— Думаю, не открою великой тайны,
сказав, что многие наши театры, как культурные единицы, давно прекратили свое
существование, а некоторые и не начинали. В чем смысл их содержать? С другой
стороны, тысячи людей числятся в театрах, получая ничтожную, но зарплату. Ведь
какой министр или какой варчапет в стране, где нет никаких серьезных социальных
гарантий, позволит себе закрыть ненужные театры, обрекая тем самым людей на
голод и нищету? Палка о двух концах. И что получается? В итоге, с одной
стороны, тратятся немалые деньги на вопросы далеко не творческого плана, с
другой — у нас нет возможностей представлять свою культуру в рамках мировых
фестивалей, на мировых сценах, а также приглашать сюда известных режиссеров,
актеров, делать совместные проекты…
А что происходит на этом фоне с
творческим человеком? Система, призванная развивать культурное пространство,
выходит, способствует медленному, но стабильному регрессу. Ведь творческому
человеку нужна не нейтральная среда. Он, как бы он ни был самодостаточен и жил
своими творениями, нуждается в контакте, в отклике со стороны общества. А что
мы видим? Огромное место уделяется всякого рода белиберде, непонятным явлениям,
на ТВ тиражируются мерзости и желтизна, а культура — даже если взять в новостных
блоках — там, где-то с краю. О чем это говорит? О том, что наше общество
утеряло свои онтологические, экзистенциональные векторы! Посему здесь нет и не
может быть простых рецептов. Это многоступенчатое решение, и оздоровление
начнется с пересмотра приоритетов поддержки культурных очагов, пропаганды
культурных ценностей, воспитания гражданина, интересующегося своей историей и
культурой. Наконец, с объединения культуры и образования!
— Кого бы вы назвали героем
нашего времени? На этот вопрос скульптор Виген Аветис ответил, что мы сами
должны стать таковыми, служа примером молодому поколению. Согласны ли вы с этим
мнением?
— Согласен, но с поправкой, — для
меня героем может быть только человек коммуникабельный, интересный, и делом, и
словом умеющий объединить вокруг себя людей, «заразить» их общей идеей… Но
сегодня мы как бы заперлись в рамках негативных мыслей, критики, осуждения.
Почему мы не замечаем хорошее? Сколько передач вы смотрели о новом музее
Комитаса? Чем не герой нашего времени? А в этом музее всего лишь за год
существования прошло огромное количество интереснейших встреч, концертов,
презентаций. Думаю, герой нашего времени — тот, которого мы сегодня не
замечаем, игнорируем.
…Почему в Арцахе нет такой
проблемы? Да потому что там нет такого нигилизма, как у нас. Житель
приграничной зоны, периодически подвергающийся обстрелам, сегодня оптимистичнее
и увереннее смотрит в будущее, чем среднестатистический ереванец. Вот в чем
наша проблема: нигилизм, равнодушие, пессимизм, вседозволенность.
— То есть, необходима
цензура в нашем культурном пространстве?
— Мы почему-то стали дико пугаться
и даже всячески избегать этого слова, подразумевая под ним что-то страшное и
недопустимое. Так вот что я думаю: в стране, где можно говорить все, что душе
угодно, искусству сказать и вообще делать нечего. Как же так получилось, что в
Советском Союзе, где говорить и думать разрешалось далеко не всё, театр пережил
расцвет? В брежневский период, разумеется, с началом оттепели. Появились плеяды
гениальных деятелей искусства, науки и т.д. — как же это так получилось в
условиях цензуры? Почему слово как таковое имело смысл и ценность?.. А сегодня
слово — чуть ли не самое дискредитированное явление в нашем обществе! Ему никто
не верит: ни в театре, ни в кино, ни на телевидении, ни даже на митингах.
Тотальная дискредитация.
…Возвращаясь к началу нашей беседы,
хочу повторить, мы очень неэкономно тратим свои ресурсы, а потом говорим, что
их недостаточно. Вообще неплохо было бы развесить по городу бессмертные слова
царя Папа о том, что армяне должны в десять раз меньше пировать и в десять раз
меньше гулять. Как видно, проблема не нова… Так что сегодня важнее, народные
гуляния и празднования, на которые тратятся громадные средства, или патронат
молодежи — той самой, на которую мы возлагаем надежды, но практически ничего не
делаем для ее окультуривания? Хватит попусту тратить средства на «застолья
всеармянского масштаба», которые в общем-то никому и не нужны. Лучше на эти же
деньги пригласить, допустим, известный коллектив или исполнителя, и сделать
вход на концерт доступным для простого смертного, а не устанавливать стоимость
билета в два прожиточных минимума. Согласен, звезда мирового масштаба
заслуживает и большего, но тогда для кого мы ее привозим? Для тех, кому
доступны билеты, но культура и даром не нужна? Помните концерт Бочелли на
Театральной площади — я обеими руками «за». Но тратить средства на какие-то
примитивные культмассовые постановки считаю бессмысленным. Каждый драм из
бюджета сегодня должен тратиться целенаправленно, исходя из идеологии и
стратегии государства. Празднования и веселья — уже отработанный механизм,
посему изменения должны быть как системные, так и, разумеется, в нас самих.
Уверен, именно после пересмотра этих факторов и отношения к собственным ресурсам
можно ожидать серьезных изменений как в культуре, так и в обществе в целом.
P.S.
Недавно независимый
профсоюз актеров театра и кино России направил обращение в Роструд и
Минкультуры РФ с просьбой проверить и обосновать зарплаты руководства ведущих
российских театров. По мнению представителей организации, некоторые директора и
худруки получают необоснованно завышенные зарплаты. А почему бы и нашей
культурной братии не последовать примеру российских коллег? Не провести
подобную проверку-аттестацию? Если в России перебор, возможно, у нас есть
недобор, и стоит перенаправить некоторые средства в более продуктивном
направлении? Сколько же можно отмалчиваться?..
Комментариев нет:
Отправить комментарий