22 марта в Доме Камерной музыки состоится творческий вечер,
посвящен-ный 50-летию современного армянского композитора Ваче Шарафяна. В
испол-нении Государственного Камерного ор-кестра и солистов Полины Шарафян
(скрипка), Арцвик Демурчян (сопрано), Карена Кочаряна (виолончель), Геворга
Дабагяна (дудук) и Ваче Шарафяна (фортепиано) прозвучат произведения автора. Наш собеседник — главный «виновник» события, юбиляр Ваче ША-РАФЯН.
— Я очень рад, что худрук и главный
дирижер Камерного оркестра Ваан Марти-росян, несмотря на свою катастрофическую
занятость, нашел возможность участвовать в этом концерте. Я, конечно,
«загрузил» его по полной, но, думаю, эти «мучения» оправ- даются. Будут
представлены мои произ- ведения «Утренний аромат песни акации» для дудука,
сопрано и струнных, Концерт-серенада для скрипки и струнных, Концерт для
фортепиано и струнных, Дивертисмент для струнных и Рostero die из сюиты для
виолончели с оркестром.
— Вы с вашими
произведениями довольно активно «путешествуете». А как обстоят дела в Армении?
Востребованы?
— Думаю, что настоящей культурой не
могу не быть востребован. Однако часто под словом “культура” подразумевается
нечто иное. “Культура”, “духовность” — в “умелых” устах этими словами можно
прикрыть последнее бескультурье и явную бездуховность. Со временем много
осознаешь и понимаешь, так сказать, обретаешь мудрость, и сам себя познаешь,
конечно.
Не секрет, что за определенными
индивидуальностями — во всех сферах, и искусство тут не исключение — стоит
страна, мощная держава, опираясь на доктрину о том, что культура — это
государственный императив. В Армении, увы, такое не часто наблюдается, если не
сказать большего. Мне на это часто указывали, и не только на родине. Это
приводит к некоему переосмысливанию действительности, поиску оптимума. В итоге
творческий человек живет сегодняшним днем и важно, насколько он интересен,
актуален, востребован со стороны мирового сообщества и где состоялся, где
популярно его творчество. И дело совсем не в древности нации и культуры — по
большому счету то, кем был твой прадед, интересно только тебе и представляться
этим миру, а тем более требовать безоговорочного принятия твоей культуры в силу
указанных обстоятельств, считаю, не очень серьезно. Например, ставить вопрос,
где впервые появился дудук, у нас или в мусульманских странах, не так уж
актуально для меня — важно, где он состоялся. А состоялся он у нас, вот мир и
принимает дудук как армянский инструмент.
— А как же в музыке — все-таки
есть особая ладотоника, характерность?..
— Для меня музыка, можно сказать,
«делится» на национальную и ненациональную: она происходит из слова.
Согласитесь, поэзия - это музыка. Одну и ту же эмоцию на разных языках люди
передают пос-редством разных звуков — и это тоже музыка. А, изучая националь-ную
музыку разных народов, мы видим больше схожестей в ладото-нальных основах,
нежели различий. В итоге основным фактором различия становится язык, слово и
как след- ствие, — ментальность, мышление.
— В начале было Слово… В
популярной музыке мы сегодня сталкиваемся с искажением слова, изменением
ударения, а то и вовсе наложением армянского текста на совершенно неармянскую
музыку…
— Это времянки, а не постоянные
ценности — искусство не может быть сиюминутным. Уверен, как пришло, так и
уйдет.
С другой стороны, посмотрите, в
нашей музыке есть два таких титана, как Комитас и Саят-Нова. Они наше
национальное достояние. Несмотря на то, что в принципе вели совершенно разную
просветительскую и творческую деятельность: Комитас задался целью «выцедить наш
ген» из обросшей «мусульманизмами» музыки и сделал это как для нас, так и для
них, Саят-Нова же, напротив, творил на четырех языках одновременно, тем самым
сближая народы, их культуры, укрепляя, как он полагал, мир и взаимопонимание в
Закавказском регионе. Уверен, в свое время нашлись поносители как того, так и
другого. Но что мы имеем в итоге? Богатое музыкальное наследие. Так что важен
итог.
— Кстати, о Комитасе.
Несколько лет назад вы написали музыку для филь-ма Вигена Чалдраняна «Ма-эстро»,
а совсем недавно сами снялись в его фильме в роли Комитаса. Как это произошло?
— Признаться, я отчаянно
отнекивался от этой роли, прекрасно понимая, что внешнего сходства
недоста-точно, чтобы назвать себя ак-тером и представить такую глыбу, как Комитас.
И «отлынивать» от всего этого мне очень помог плотный график выступлений по
миру, а также замечательный оператор и, как выяснилось, актер Арто Хачатурян, который,
в общем-то, и сыграл эту роль, а я лишь… появлялся в фильме как видение. В
любом случае считаю, что каждый человек должен заниматься своим делом и делать
его или хорошо, или вовсе не делать. Ну один раз мне повезло, и то благодаря
режиссуре Чалдраняна… В итоге я понял, что ему было важнее, чтоб я не играл эту
роль и был самим собой. Что интересно, когда мне делали грим, я становился
страшно не похож на Комитаса. Было решено снимать меня без грима…
— Словом, вы активно
занимаетесь творчеством — по «всем фронтам». А что испытываете при завершении
работы над новым произведением?
— Страх расставания с процессом.
Страх перед пустотой. Особенно при работе над крупными произведениями. В 2013
году я написал балет «Вторая Луна» по сценарию Геворга Варданяна о Георгии
Гюрджиеве. Работу завершил в Италии, в Больяско, на берегу Лигурийского моря,
где А.Скрябин написал свой шедевр «Поэма экстаза».
Позже в Ереване меня охватил
какой-то непонятный страх. Я просыпался по ночам и не мог заснуть от мысли, что
не написал что-то очень важное, какую-то недостающую часть, что-то похожее на
Луну, но какую-то другую. И только после написания этой музыки я узнал, что
Гюрджиев говорил о второй Луне, о которой люди не знают пока. В 1986 году
ученые обнаружили ее и назвали Круитни. Гюрджиев называл ее Анулиус. Я должен
был описать ее в балете, иначе весь сценарий был бы неполным. Аллегорический
язык сценария содержал и легенду о Лилит, первой жене Адама, и нельзя было
пропустить эту связь, Лилит и Ева — две очень разные спутницы Адама.
…Вообще, считаю, для композитора
важно услышать проблему, диссонанс своего времени. Именно проблема,
неблагозвучие стимулирует необходимость поиска разрешений.
— Чем собираетесь в этом
году порадовать армянского слушателя?
— Сложно ответить — легче сказать,
что ожидается вне Армении. В следующем месяце, например, пройдет серия
концертов с Дрезденским симфоническим оркестром. Также ожидается концерт в
Дубровниках с тамошним оркестром: прозвучит мое произведение для дудука и
скрипки, которое я написал по заказу Майи Сафарянц, — премьерное исполнение
состоялось в Президентском зале в Санкт-Петербурге с Гургеном Дабагяном, а
дирижировал Фредерико Мандельчи.
Что же касается Армении, есть планы
на ноябрь, возможно, с Филармоническим оркестром, когда сюда приедут зарубежные
солисты… Планирую дописать свою 3-ю симфонию, представить ее… Было бы
прекрасно, если б удалось это сделать в Армении. Но здесь, как это ни
парадоксально, все несколько сложнее. Оставаясь гражданином Армении, я, слава
Богу, имею возможность представлять свою музыку, зарабатывать на стороне, но, к
сожалению, с болью осознаю, что более «востребован» там, нежели дома…
Комментариев нет:
Отправить комментарий