Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

понедельник, 8 марта 2010 г.

Мадат Аванесов: «Пить за упокой нацкультуры, считаю несколько преждевременно!»

Для того, чтобы представить этого человека, достаточно всего двух слов – Мадат Романыч. Тут вам и биография, и профессия и, что самое главное, знак качества!
Он появился на эстраде неожиданно, но в короткие сроки сумел пошатнуть общепринятый догмат о «заменимости незаменимых». Действительно, на эстраде он один такой – пианист и композитор Мадат Романыч Аванесов.

- Мадат, с чего началась твоя творческая деятельность?

- В конце 1988 года во время трагических событий в Баку я переехал в Ереван. Проучившись последние полгода в школе им. Чайковского, поступил в Госконсерваторию на класс фортепиано. Одновременно обучался композиции у Арама Сатяна и игре на органе у Ваагна Стамболцяна. Затем – два года в аспирантуре. Когда подошло время защиты диссертации – женился. Естественно, приоритеты, в свете этого, несколько изменились, и стало не до ученых степеней. Хотя, если честно, до сих пор лелею мечту выкроить время и добить-таки эту несчастную кандидатскую.
Но, тогда всё было иначе – надо было как-то работать, чтобы кормить семью. Начинал я в 1995 пианистом в Камерном театре. Одновременно преподавал в музыкальной школе. Затем проработал полгода у Надежды Саркисян в группе «Хайер». Ну, а потом… «закружила карусель» свободного художника: рестораны, бары, клубы…

- …где ты и встретил Форша. Как это произошло?

- Спонтанно! Хотя знакомы мы были с ним давно. Однажды он пригласил меня в «Поплавок» и перед самым его выступлением, обнаружилась какая-то проблема с мини-диском. Я, естественно, попытался помочь. Выяснилось, что такая катавасия с техникой творится у него весьма часто. После этого я стал регулярно, по предложению Форша, обеспечивать ему нормальное звучание.
Как-то раз Форша попросили спеть песню – «Хент ахчик», если не ошибаюсь. Минусовой фонограммы в наличие не оказалось. И Форш, извинившись перед зрителями, вынужденно, отказался. Однако аудитория не намеревалась сдавать «своих позиций». «Если б мне кто-то смог подыграть, поверьте, я бы с большим удовольствием исполнил для вас эту песню», - попытался объясниться Форш. Я вызвался ему подыграть. Он великолепно исполнил и эту песню, и многие другие… Этот день можно считать началом нашего творческого сотрудничества. Поначалу мы выступали вдвоем, а потом уже и с группой «Ре минор».

- Вернемся к «темному» прошлому: ресторанная «обкатка» пошла тебе на пользу?

- Ресторан дает пользу, но с поправкой. Есть люди, которые, как профессионалы, задыхаются в кабаках и начинают чахнуть на глазах. Ведь это не сцена, и высокой художественной задачи ни перед кем не стоит. Сфальшивил – ничего. Опоздал – не беда. Главное, чтобы всё шло своим чередом и не выбивалось из ритма.
Если же человек сам ежедневно ставит перед собой какие-то художественные задачи и пытается их выполнять, то так называемая «обкатка» проходит довольно успешно и в будущем сказывается весьма благотворно.

- И что же может заставить измученного, работающего на дню в нескольких местах, музыканта ставить в кабаке перед собой худзадачи?

- Скажу банально, но честно – любовь к искусству. Надо научиться любить искусство без отрыва от производства.

- Стало быть, тебе нравится всё то, что ты вынужден исполнять?

- Кроме джаза и классики, есть ещё много жанров и направлений, от которых никуда не деться. Я, лично, люблю хорошую – профессиональную музыку. Общим знаменателем в моем выборе является качественная характеристика: композиция, аранжировка, исполнение. К примеру, возьмем восточные интонации в музыке. Если честно я их не особенно люблю. Но, если композиция представлена и исполнена на должном уровне – значит, имеет право быть представленной той части аудитории, которой она по душе.
Не секрет, что большинство представителей попсы сегодня горланят откровенный рабис. Оно и понятно – ближе к массам. Не скрою, и мне частенько предлагают поработать (сделать аранжировки) в восточной или рабисной стилистике. Я не отказываюсь, в то же время, всегда стараясь делать свою работу на высоком уровне. Ведь, согласитесь, уж лучше такая музыка звучит в качественном профессиональном оформлении, нежели в кустарном. Последнее будет очень страшно. А то, что композиции, мягко говоря, слабоваты, так что поделать…

- А не противно, говоря словами Высоцкого, «размениваться по рублю»?

- Бывает и такое. Но ведь жизнь-то продолжается. И, что примечательно, продолжается в то время, когда в стране… «рулит рынок»!
Если же в один прекрасный день в госучереждениях вновь станут выдавать адекватную работе преподавателя зарплату, то я первый с превеликим удовольствием вернусь в музшколу и стану обучать детей игре на фортепиано. И не только в школе, но и в училище, и в консерватории.

- Допустим, что чудо произошло, и профессионалы вернулись в ВУЗы. Что ещё необходимо изменить в области музыкального образования, дабы попытаться возродить ту Музыкальную школу, которой некогда славилась Армения?

- Ну, дай-то Бог, если так – ведь в этом случае, ответ, как говорится будет на поверхности. Чтобы возродить Школу, надо начинать со школ, а, может быть, и того раньше. Ведь консерватория – это следующий этап для уже подготовленного хорошего музыканта – туда не должен приходить «абсолютный ноль» и там пытаться кем-то стать. Необходимо, чтобы с самых азов детям преподавали истинные знатоки своего дела – профессионалы! Опять же, если нет своих – надо приглашать извне и не чураться этого. Тем более что в большинстве случаев, это будут наши же бывшие соотечественники.
…Ничего странного: некоторые предпочитают «размениваться по рублю» тут, а некоторые – дороже там. Ни то ни другое, на мой взгляд, не наказуемо.

- Кстати, чем ты сейчас занят?

- На сегодняшний день я занят в нескольких местах. Во-первых, работаю музыкальным руководителем в Государственном джазоркестре, чему несказанно рад. Во-вторых, сотрудничаю со студией «Brevis», где мой интеллектуально-академический голод вновь утоляется с лихвой, так как записываем мы, в основном, классические произведения.
В конце прошлого года я гастролировал вместе с Артуром Месчяном и Вааном Арцруни в США и России. Получил огромное удовольствие и буду счастлив поработать с ними вновь, если подобное приглашение последует.

- А «Две звезды» - как ты дошел «до жизни такой»?..

- Началось всё с телеканала «Шант», куда меня привел покойный ди-джей Седрак для участия в проекте «Суперстар» в качестве аккомпаниатора. Через некоторое время, мною было внесено рацпредложение о «живом» оркестре. Седрак согласился, и мы стали выступать небольшим составом.
По окончании «Суперстара» меня пригласили на ОАТ в передачу «Две звезды», где я смог ещё более расширить состав, обогатив его духовыми инструментами. Также стал писать партитуры, делать аранжировки и т.д. Ну, вот и, собственно, всё. Оттуда меня переманил в свой коллектив Армен Мартиросян.

- Возвращаясь к теме рынка и его губительных особенностей. Необходимость рождает спрос спрос формирует рынок. “Две звезды”, “Суперстар” явления, вызывающие неоднозначные, мягко говоря, реакции. Есть мнение, что подобные проекты способствуют окончательной деградации нашей молодежи и растворению национальной культуры в мутном потоке шоу-бизнеса. Какова твоя позиция?

- Не думаю, что стоит так уж серьезно относиться ко всему, что творится на ТВ. Тем более проецировать это на такое понятие как нацкультура. Есть слово, чудесно характеризующее эти начинания - «проект». Вот и отношение, думаю, должно быть соответствующим.

- Ну, у нас – ещё ничего. А когда эта «братия» представляет Армению зарубежом?

- Согласен, приятного мало… Однако, уверен, что истинные ценители искусства, как тут, так и зарубежом в силах отличить алмаз от фальшивки. Армения всегда была представлена зарубежом на очень высоком уровне посредством классических музыкантов, исполнителей духовной и этнической музыки. Тому свидетельством распростертые объятия, с которыми принимают наших музыкантов там на работу.
Далее – есть театры, которые представляют Армению, как на здешних фестивалях, так и за пределами нашей родины. Затем наша живопись, прикладное искусство, балет… Это величины, с которыми всегда считались зарубежом, и положение вещей, смею вас уверить, не изменилось. Посему, не надо излишне драматизировать ситуацию – нацкультуру определяет не только телевидение.
…Хотя, согласен, не секрет, что ТВ в силах дать путевку в жизнь зачастую тем, кто этого, в принципе, и не заслуживает. Однако не думаю, что наносной, суть, временный «декор» может погубить такую глыбу, такой монолит как национальная культура. Другое дело, что нам с вами приходится это наблюдать. Ещё раз, повторюсь – это проекты, и не более того.
А вместо того, чтобы ахать и охать, вероятно, имеет смысл попытаться сделать что-то самим. Вот, к примеру, недавно мне посчастливилось поработать с группой «Шаракан». Мы записывали произведения Комитаса, армянские шараканы… Я просто преклоняюсь перед самоотверженностью этих людей. Получая какие-то мизерные суммы от государства, они, несмотря ни на что, продолжают трудиться во благо армянской национальной культуры.

И пока ещё есть в Армении такие люди, пить за упокой нацкультуры, думаю несколько преждевременно!..

9 комментариев:

  1. Я его знаю! Очень классный парень! Я перекатаю этот пост к себе! (даже без разрешения :)))))!

    ОтветитьУдалить
  2. Без проблем - только обязательно укажите автора и газету, где опубликована эта статья - Рубен Пашинян "Новое время". Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. :)))) Я дал прямой линк на этот пост, все по честному, я здесь прочитал - сюда и указал ;)! ;)

    ОтветитьУдалить
  4. Действительно хорошее интервью. Очень взвешенное, корректное и вместе с тем твёрдое.
    Сурен

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо! Осталась сущая малость - донести её до читателя газеты в первозданном, так сказать, виде:)

    ОтветитьУдалить
  6. Рубик-джан! и пока есть такие журналисты, как ты, тоже пить за упокой нац.культуры преждевременно! Пью за тебя!!!
    Карина Аручеан (Мусаэлян), журналист и писатель, Москва

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо большое, Карина, - я очень тронут такой оценкой моей работы! Рад, что читаешь мои статьи!

    ОтветитьУдалить
  8. Мадат - умница, трудяга, честный, порядочный и одаренный человек.Много лет назад мы как-то выступали вместе...я пела джаз, Мадат здорово аккомпанировал. Я рада за него и спасибо,Рубен,за хорошее интервью.

    ОтветитьУдалить