- Вера, вы работали в России, Украине, Швеции, Франции, Грузии, Италии, Греции… В этом году вам довелось впервые выступать для армянского зрителя. Как прошло знакомство?
- Вероятно, отвечая на этот вопрос, стоит отметить, что я по национальности наполовину черногорка. Посему нравы и приоритеты людей горных для меня отнюдь не чужды. Я работаю в жанре монодрамы, что, как вы понимаете, предполагает непосредственный контакт с публикой. В данном случае, естественно, предпочтительнее работать с публикой импульсивной, чувствительной и незамедлительно реагирующей как на плюс, так и на минус в работе актера.
В этом смысле и не только, армянский зритель превзошел все мои ожидания. Замечу, что спектакль «Сонечка» играется на двух языках, один из которых армянскому зрителю, увы, не понятен. Но я восхищена той чуткостью и вниманием, с которой зритель ловил каждое мое слово. В зале царила абсолютная тишина!
Повторюсь, у нас много общего, и по ходу спектакля у меня даже возникало ощущение, что я играю для своих соотечественников.
- Какой из спектаклей, представленных в этом году на фестивале вам бы хотелось особенно отметить?
- Да простят меня коллеги, но больше всего мне понравилась работа молодой армянской актрисы Нарине Григорян «Полет над городом». Не хочу петь банальные дифирамбы – уверена, очень скоро достойную оценку этому спектаклю даст сам зритель, а его мнение куда дороже моего. От себя могу лишь добавить, что такой конкретики, таких неожиданных и всеобъемлющих режиссерских и актерских решений как в этом спектакле, я не видела уже очень давно. Спасибо «Арммоно» за чудесный подарок!
Также мне очень понравились «История города» Армена Сантросяна и «Код» с участием польского актера Яноша Столарского.
- Недавно в Армении с концертом выступал ваш соотечественник, всемирно известный кинорежиссер Эмир Кустурица. В одном из интервью он сказал, что на данный момент, по его разумению, есть два народа, которым действительно интересно и необходимо искусство – это сербы и армяне. Разделяете ли вы его мнение?
- К несчастью, мы похожи не только положительными чертами… С определенной периодичностью у нас повторяется та же картина: тщетная попытка взлета и абсолютный отрыв от национальных корней, что со временем доводится до примитивного подпрыгивания на месте. Далее следует осознание и, как следствие, реальная опасность скатывания в тотальный национализм. Ну, что поделать, мы люди горные, горячие – из крайности в крайность!..
В формулировке Кустурицы я убрала бы лишь слово «интересно» - искусство нам необходимо как воздух! Сами того не понимая, мы продолжаем существовать исключительно благодаря искусству – находим и создаем его всегда и везде… и в себе. Прямо как по системе Станиславского.
- Вы, являясь актрисой национального театра, довольно часто снимаетесь в телесериалах. Что есть для вас работа в подобных проектах: поиск нового формата или, возможно, нечто иное?..
- Думаю, мой ответ не будет приравнен к открытию Америки. Естественно, съемки в сериалах позволяют актеру как-то обеспечивать себя и свою семью. В этом смысле, «искусство» не знает границ (смеется). Однако работа в сериалах – это ещё и совмещение приятного с полезным. К примеру, в последнем сериале я играла роль врача-диагноста, который занимается выявлением заболеваний молочных желез, точнее, злокачественных опухолей у женщин. Я сама из семьи врачей, и, конечно, узнав, что благодаря этому сериалу резко возросло число профилактических обследований в центрах маммографии, очень обрадовалась.
…Вообще, сериал для актера – всё равно что кабак для певца. Может произойти всякое: от филигранной шлифовки до грубого обезображивания. Все зависит от человека. Если он сам ежедневно ставит перед собой какие-то художественные задачи и пытается их выполнять, то так называемая «обкатка» проходит довольно успешно и в будущем сказывается весьма благотворно. Если нет, то – прощай сцена, здравствуй плинтус.
- Конец прошедшего века был нелегким, как для сербов, так и для армян. Если говорить о постблокадных годах, были дни, когда поговорка «Всё свое ношу с собой» была весьма актуальна – люди не знали, чем закончится день и что будет завтра. В эти годы вы продолжали работать и радовать зрителя своими спектаклями. Можно ли предположить, что именно необходимость быть максимально мобильной и легкой на подъем подвигла актрису репертуарного театра Веру Мйовович к изменению формата и привела в жанр монодрамы?
- Это мысль, имеющая право быть, хотя меня она ещё не посещала! Если честно, скажу вам по секрету, я ненавижу моноспектакли в том виде, в котором их, увы, воспринимают многие другие актеры. Тут надо очень тонко понимать разницу между банальным эксгибиционизмом и вынужденной формой, избранной исключительно для усиления и акцентировки тех мыслей, с которыми хочется поделиться со зрителем. Но для этого нужно, как минимум, изначально уяснить – заслуживают ли эти мысли такой великой чести или нет?
Далее, я, как любой нормальный актер, не приемлю и даже считаю ненормальной работу на сцене без партнера. Ведь человек, разговаривающий сам с собой, рискует быть, мягко говоря, неверно понятым. Именно поэтому в спектакле «Сонечка» я, произнося бессмертные строчки Марины Цветаевой, обращаюсь хоть и к невидимому, но вполне конкретному персонажу.
…Но вы, конечно правы, – все идет своим чередом. Возможно, трагические события в наших странах, равно как и во всем мире, неощутимо подвели меня к необходимости обратиться к работам именно этих авторов и представить их в таком ракурсе.
- Вы являетесь автором книг «Регистр кроватей» и «Я иначе представляла себе жизнь». Расскажите, пожалуйста, о них.
- Первая книга – это своеобразный документальный роман, состоящий из 88 рассказов. В них рассказывается о тех кроватях, в которых мне когда-либо довелось спать. Первая кровать – на небесах, вторая – в утробе матери, третья – корзинка, в которой меня принесли домой… Заканчивается всё, как вы понимаете, снова не небесах. Финал не грустный, а, наоборот, скорее, легкий и естественный, как и, впрочем, сам сюжет.
Во второй же книге повествуется о событиях, происходящих в больнице (эта тема, как видите, меня не отпускает). Фигуранты действа – «террористы» и «пленники». В их образах предстают медперсонал и, соответственно, пациенты больницы. Так же как и в первой, сюжет этой книги прост и комичен – порой до абсурда. Кстати, об абсурде: знаете, как будет по-сербски «кабинет интенсивной терапии»? Шок-комната! Сами понимаете, я не смогла остаться равнодушной к этой «формулировке» и позволила себе немного поимпровизировать, привнеся долю своих мыслей и соображений на тему о том, как «Я иначе представляла себе жизнь».
- Спектакли с вашим участием высоко отмечены различными театральными сообществами. Какая из наград вам дороже остальных, и о какой вы ещё, возможно, мечтаете?
- Самая дорогая награда для меня – это позволение, дарованное свыше, заниматься любимым делом и быть при этом полезной людям! Что же о мечтах… то, думаю, желая что-то больше меры и вопреки установленному порядку, мы попросту закрываем ту дверь, в которую должно войти чудо, предназначенное каждому из нас.
Я не грезила, не мечтала, но, видите, чудо произошло само: я вновь приехала в мою Армению, страну, в которую влюбилась, впервые побывав здесь ребенком ещё в 1982 году! Ну и второе чудо – в ближайшем будущем я приступаю к работе над образом одной из самых любимых и почитаемых мной женщин. Это Коко Шанель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий