Что общего между армянскими сериалами и культурным декадансом? Уверен, многие ответят на этот вопрос без запинки – одно порождает другое. С другой стороны, и о том, и о другом говорят очень много, но от этого, увы, ничего не меняется. Конечно. лучше говорить, чем молчать, но… Что является причиной тотального тормоза в культуре и процветания пошлятины и серости?.. Что тянет всех назад. несмотря на то, что многие могут и отчетливо представляют, как идти вперед?.. Почему ничего не меняется к лучшему, в то время как лучшие продолжают покидать Армению?.. Об этом и многом другом беседуем с сегодняшним гостем «НВ» - популярным актером и режиссером Вигеном СТЕПАНЯНОМ.
— Мне кажется, культура — это не только музеи, театры, симфонические оркестры... Культура начинается дома, в семье — культура одеваться, общаться, ходить в церковь...
Культура Еревана, в котором я вырос и которая, мне кажется, настолько изменилась, что иногда я не узнаю его. Главное ведь не здания, а горожанин, воспитанный в определенных традициях. Общаясь с сегодняшней молодежью, я не могу понять, откуда пришла вся эта арабо-тюрко-персизация, так отвратительно выражающаяся в манере одеваться, в музыке, которую они слушают, в речи, пестрящей сленгом...
К сожалению, обретенная свобода не сплотила, а разметала людей культуры и искусства. И как так вышло, что, дорвавшись до свободы, мы не стали выдавать шедевры, а наоборот — принялись производить низкопробную продукцию?! Я говорю о процессах, которые также переживает сегодня весь мир, а в большей степени постсоветское пространство. И мы, будучи накрепко связаны с ним посредством ТВ и интернета, всего лишь отвечаем на этот процесс... взаимностью.
— Странно слышать подобные речи от человека, ассоциирующегося у многих с сериалами...
— Сериал — это формат и не более того. Я бы не хотел перекладывать ответственность на кого-либо. У нас этот формат, мягко говоря, далек от совершенства. И что самое неприятное — в сознании людей твердо закрепилось, что сериал — это и есть настоящее кино. Сериал может в лучшем случае стать многосерийным худфильмом, если это делать так, как, скажем, в Бразилии или России. А что у нас? За небольшим исключением штамповка, производимая людьми, далекими от искусства и не "покалеченными" даже элементарным вкусом. В наших сериалах работают как отменные актеры, блестяще исполняющие свою работу, так и люди, как мне кажется, просто с улицы и не имеющие представления о культуре речи и поведения...
Я не "сериальный" актер — снялся лишь в одном — "Цена жизни", завязал с этим. Быть ежедневно целый час (с повторами) на виду у всех считаю недопустимым. Я рискую остаться Виком Аматуни, чего уже потом из сознания зрителя никак не вытравить. Для некоторых актеров глухой уход в сериалы оказался судьбоносным — сериальные маски буквально приросли к их лицам. Они и не понимают, что постепенно начинают терять свои
профессиональные качества.
— В вас сработал инстинкт актерского самосохранения?
— И да, и нет. Я не против сериалов — я за профессионализм. Так что если я когда-то и вернусь к ним, то исключительно в том случае, если будет хороший сценарий и профессиональный режиссер.
— Многие актеры категорически против этого формата, считают, что он калечит актера. Но жить-то надо...
— Мне бы не хотелось выглядеть снобом — я не понаслышке знаю, как живут наши актеры, какую нищенскую зарплату получают. В сериалах же платят нормально и вовремя. Так что для многих сериал — глоток воздуха. И прежде чем бранить актеров, "продавшихся" в сериалы, не лишним будет войти и в их положение.
— Эта палка о двух концах довольно ощутимо бьет по нашему искусству...
— Сегодня искусство живет по законам рынка, в нашем случае — пардон, базара. Однако в то же время есть частные лица — продюсеры, ясно представляющие способы прокладки новых путей во благо нашего искусства и процветания культуры. Вот если б на них было обращено должное внимание и разработана система, позволяющая этим людям нормально работать, а государству — быть от этого в плюсе, было бы намного лучше. Нужно только правильно использовать умения, знания и профессиональные навыки людей, которые выучились в Армении и работать предпочитают тоже в Армении.
— "Что я мог сделать один?.." — этой фразой заканчивается спектакль "К оружию!" в Камерном театре. Не коробит ли и вас, что многие деятели культуры сегодня прикрываются этой удобной фразой и индифферентно ведут великосветские рассуждения о состоянии нашей культуры?..
— Обобщать не будем. Могу сказать лишь, что в советское время к мнению интеллигенции прислушивались. А сегодня, как бы я ни выступил, что бы ни сказал, уверен, меня мало кто услышит, а тем более послушает. Мы собирали подписи, посылали письма — все в бездну! Быть интеллигентом сегодня зазорно — что-то сродни маргиналу.
Во всем мире артист, человек искусства — это не просто популярный, но и обеспеченный человек. У нас же доктрина, что "настоящий артист должен быть голодным", крепко закрепилась и никак не сдает своих позиций.
— Окажись вы у власти, что бы предприняли?
— Понимаю, куда вы клоните. Ну, придет вместо одного министра другой, и что, сразу все станет на свои места? Не думаю, что новый министр сможет сделать то, что пытается претворить в жизнь предыдущий. Другое дело, что идеальный руководитель должен суметь подвести власть к созданию определенной законодательной базы, на основании которой культура смогла бы существовать самостоятельно. Это позволит ей развиваться в нужном русле: мы сможем донести до мирового зрителя свою культуру, мировую — своему.
— И напоследок вкратце о своей работе.
— Продолжаются репетиции спектакля "Кто у умного дурак" – Ованес Туманян справляет день рождения в окружении своих персонажей. И начинается история, о которой... впрочем, лучше поговорим после премьеры. А уже потом по предложению Акопа Казанчяна начну работу над спектаклем "Бременские музыканты". Так что, надеюсь, скоро увидимся, как говорится, «живьем» …
Комментариев нет:
Отправить комментарий