Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

суббота, 5 марта 2011 г.

"Сегодня "рабис" переплюнул даже эстраду"

"Вот только этого нам для полного счастья и не хватало!" — возможно, заметят многие, узнав о теме сегодняшней беседы — бардовской песне и "Бард-клубе" в "The Club", где каждую пятницу проходят "Концерты при свечах". Развеет миф о невостребованности этого жанра человек, умудряющийся сочетать в себе барда и директора телекомпании "Метео-ТВ", организатор "Бард-клуба" Вахтанг АРУТЮНЯН.

— Возникновение клуба — это естественная реакция на, мягко говоря, беспредел, творящийся сегодня в музыкальной культуре, в частности на сугубо ресторанные жанры, активно пропагандирующиеся на ТВ и радио.

Еще в 90-х я как-то разговорился с одним рабис-певцом, который меня обвинил в том, что в своих интервью незаслуженно его "камнями побиваю". Я привел ему пару строк из его же песен и пообещал прилюдно извиниться за свои слова, если он сможет объяснить мне их смысл. Он не смог ничего ответить и... извинился. Увы, это единичный случай. В наши дни такие опусы повсюду, и никто за них извиняться не собирается. Напротив, их усиленно навязывают молодому поколению.

У "певцов" цель — найти свой ресторан, а для этого нужна раскрутка — вот и лезут на ТВ. Раньше считалось зазорным петь ереванский городской шансон — так называемый рабис. Сегодня же он переплюнул по популярности даже эстраду.

— А у авторской песни есть слушатели?

— Есть, конечно. Просто возможность ее представления сузилась до невозможности. Если будут созданы нормальные условия, то уверен, возрастет и аудитория. Был же случай, когда молодая девушка, влюбленная в рабис, послушав нас, "перевербовалась" и с тех пор регулярно посещает наши концерты.

— Как же авторская песня доходит до поклонников?

— Мы используем интернет: социальные сети, блоги, форумы и т.д. Хотя, понятно, наиболее действенной формой является концерт и наши вечера.

Все началось два года назад с концерта, в котором прозвучали песни Окуджавы, переведенные Рафаелом Папаяном. Это был первый вечер клуба бардовской песни в Ереване. Признаться, мы до последнего сомневались: удастся ли навести мосты между бардами и слушателями, требующими иной динамики и иного преподношения песни... Однако такой реакции даже мы не ожидали — концерт продолжался несколько часов, а люди и не думали расходиться... Концерты "Бард-клуба" проходят в "The Club"-e. Входная плата весьма доступная — мы понимаем, что к нам будет приходить в основном интеллигенция... Поэтому цели зарабатывать мы не ставим — нам ценнее та аура, которая доминирует в клубе, и в то же время не хотим быть особенно доступными для тех, кто далек от бардовской песни.

— Может, их и надо перевоспитывать, как ту девушку...

— Да, но не навязывать. Захотят — сами придут. Толстосумы заходят к нам и выходят, возмущаясь, что у нас ремонт не окончен — им и невдомек, что дизайн интерьера может быть и таким, а не "дуб-мрамор-джакузи". И слава Богу — зачем открывать новые истины тем, кто их и не ищет?..

— Как телевизионщик объясни, почему кабацкие песни звучат на ТВ в самое рейтинговое время, а классику передают за полночь?

— Руководители телекомпаний забыли о самом главном — о том, что занимаются искусством! Они не понимают или преднамеренно не хотят понимать, что за оружие у них в руках и как с ним обращаться. Потакание "народу" при заранее поставленной цели заработать на его низменных чувствах — приведет к гибели как искусства, так и аудитории.

Я не против заработка. Я против доминирования кустарной телепродукции. Зрителя надо воспитывать, а вместо этого на ТВ царит эдакая чалагаджно-кябабовая политика. Один из "рабисов" мне как-то сказал: "В твоих песнях не хватает кябаба!" Ну что ему объяснять?..

Мы исключили из нашего рациона здоровую духовную пищу. Где, например, Даниел Еражишт? Почему его творчество не пропагандируется, а вместо этого фигурируют люди, не гнушающиеся признаваться в любви к азербайджанской музыке?.. Хотя, что касается конкретно последнего случая, так тот персонаж был хотя бы честен. Другие же "композиторы" преспокойно продолжают творить в том же духе, на угоду рынку... Вместо того чтоб искоренять причины явления, "критики" нашли козла отпущения и погнались за следствиями...

Армянское ТВ отравляет свой народ: выгодно прикрываясь "народными приоритетами", спокойно творит свое черное "дело". ...Именно с такими отвратительными явлениями мы по мере сил и пытаемся бороться на наших "Концертах при свечах".

Комментариев нет:

Отправить комментарий