Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

четверг, 1 сентября 2011 г.

“Я всюду видела танки, окруженные военными, была мертвая тишина...”

Актриса Нора АРМАНИ хорошо известна за рубежом и не только соотечественникам. Тридцать лет назад она обосновалась в Лос-Анджелесе и с тех пор снялась во многих американских кинокартинах, телефильмах и сериалах. Кроме того, она признанная театральная актриса и драматург. В 1991 году в Ереване состоялась премьера картины “Срок 7 дней” Ара Ернджакяна, в котором блеснула Нора — это был ее армянский кинодебют. На премьеру она прилетела в смутное время...

— Я помню то смутное время. Самолет прилетел в Ереван в самый пик комендантского часа, и пока добирались до города, я стала свидетелем незабываемого зрелища: всюду танки, окруженные военными, была мертвая тишина. Араик приехал за мной в аэропорт, но мы не смогли доехать до гостиницы, и я вынужденно заночевала дома у Ернджакянов. Наутро меня все же поселили в “Раздане”, откуда уже я увидела знакомый мне Ереван, но... холодный, напряженный, одинокий. Это сцена вызвала в моей душе бурю переживаний, которые я запечатлела в своем дневнике...

— А вам было с чем сравнивать — вы до этого бывали в Ереване?

— Бывала. Впервые приезжала еще школьницей. Армянская община Египта собрала группу детей для летнего отдыха и знакомства с исторический родиной. Мы приехали в пионерский лагерь “Анкаван”, где вместе с другими детьми участвовали на утренних линейках с советскими лозунгами. Нам сразу по прибытии повязали пионерский галстук — он ведь был “с тем знаменем цвета одного”!.. Как бы то ни было, но я с большой любовью и ностальгией вспоминаю те прекрасные 40 лагерных дней, проведенных в Анкаване. Помимо интересных поездок по всей стране, я познакомилась с историей своего народа, с культурой... Узнала своих сверстников — со многими из которых не раз позже встречалась.

В следующий раз я приехала в 1975-м в составе молодежной группы для участия в арменоведческом конкурсе. Десять насыщенных событиями и поездками дней еще больше связали меня со страной. И, наконец, третий визит — спустя 12 лет, я оказалась здесь вместе с уже бывшим супругом, выпускником Ереванского театрального института Жирайром Папазяном. Это было творческое турне: на сцене театра Сундукяна мы показали спектакль “Пребывание на Арарате”. Он прошел с большим успехом и стал поводом для знакомства с Геворгом Эмином.

— А с кем из наших кино- и театральных деятелей довелось поработать?

— С Ашотом Адамяном — в фильме “Срок 7 дней” я снялась с ним в паре. Само собой, судьба свела с теплой, шумной, веселой и безумно талантливой творческой командой Ара Ернджакяна — артистами Камерного театра. Тогда же я познакомилась с создателями кинофестиваля “Золотой абрикос” Микаэлом Стамболцяном и Арутюном Хачатряном, Евгенией Саркисян и многими другими армянскими кинематографистами. Дружба с Евгенией, художницей и сценографом, ныне проживающей во Франции, позже переросла в творческое сотрудничество. В 90-х в Париже открылась выставка ее картин, оформленных моими стихами разных лет, а чуть позже — мои стихи вошли в каталог ее работ.

— И как давно вы увлекаетесь писательством?

— Я никогда не считала себя серьезным писателем. Пописывала себе стишки после школы, вела дневниковые записи. Мне хватало моей аудитории, на этом все мои “амбиции” графомана удовлетворялись... Но потом я увлеклась драматургией. Первой крупной работой стала монопьеса “На диване с Норой Армани”. Это история моей семьи, пережившей геноцид и оказавшейся в Египте. Вместе со мной зрители, пройдя Босфор и Стамбул, анатолийское лето, предшествующее 1915 году и Александрию, попадают в Египет, а затем — и в Голливуд... Драматические страницы истории моей семьи переплетаются с отдельными смешными эпизодами моей жизни, полной воспоминаний, боли, поисков себя, открытий и, конечно же, возрождения!

— То есть вплоть до начала вашей актерской карьеры?

— И да, и нет... Началось все в Каире, где я родилась. Там я получила начальное образование в Национальной гимназии “Нубарян”, а позже — стала изучать театральное искусство в Американском университете (кстати, параллельно с социологией). Позже отправилась в Великобританию — совершенствовать актерское мастерство, а оттуда уже — в США... В Лос-Анджелесе я поселилась в 1981-м, и началась голливудская карьера. Стала сниматься в телевизионных фильмах и сериалах, вошла в театральную сферу. На ТВ поначалу были роли второго плана, эпизоды... Но в один прекрасный день, а было это в 1991 году, я познакомилась с Араиком Ернджакяном, который привез в США спектакли Камерного театра. Он предложил мне исполнить главную роль в фильме “Срок 7 дней”. Это стало для меня неким знамением...

— ...и началом армянской кинобиографии?

— Совершенно верно. После съемок у Араика меня пригласил к себе кинорежиссер Арутюн Хачатрян в картину “Последняя станция”. А уже через год я снялась у Микаэла Довлатяна в кинокартине “Лабиринт”. Это был дуэт с известным французским актером и режиссером Сержем Аветикяном.

— Вы часто бываете в Армении, в этот раз — в качестве почетного гостя восьмого “Золотого абрикоса”. Каковы ваши впечатления от увиденного?

— Фестиваль был организован на высоком профессиональном уровне. Хотелось бы искренне поблагодарить инициаторов, которые, несмотря на ничтожно малое количество кинотеатров для проведения такого обширного мероприятия, сумели справиться с поставленной задачей. Шутка ли, в чрезвычайно сжатые сроки было представлено свыше 150 фильмов! Думаю, вряд ли западные кинодеятели отважились бы на подобное в столь неприспособленных для кинопросмотров условиях, превратив “кино-форум” в подобный шикарный праздник. Кстати, мое личное мнение — он в очередной раз стал доказательством тому, что в Армении есть огромный потенциал в сфере кинопроизводства. Надеюсь, следующий фестиваль будет еще более масштабным!

— Не нарушают ли частые перелеты ваш театральный график — вы ведь и театральная актриса? Как складывается ваша творческая жизнь вне Армении?

— В последнее время я больше работаю в кино, чем в театре. Помимо других кино- и телепроектов я снимаюсь сегодня в США в независимом фильме “В Лос-Анджелесе снег”, в котором играю роль адвоката. Из последних актерских работ хотелось бы отметить также фильм “Санта-Клаус в Багдаде” и спектакль “Любовник”, сыгранный в паре с Арамаздом Степаняном на английском и армянском языках.

Что до театральных подмостков, не так давно мне посчастливилось поработать с прекрасным драматургом и режиссером Йеном Чатертоном. В его спектакле “По ту сторону занавеса” я сыграла роль авантюристки, изображающей леди Викторианской эпохи...

До этого в Нью-Йорке выступала с монопьесой, а затем сыграла в спектакле “За завесой”, снискавшем симпатии широкого круга театралов. ...Хотя, оборачиваясь назад, могу смело сказать, что одной из лучших моих театральных работ была роль жены Брехта Хелен Вайгель в спектакле “Плебеи готовят восстание”, удостоившемся некогда большого внимания прессы и зрителей.

— В своем творчестве вы не раз обращались к теме геноцида и активно участвовали в подобных проектах. Взять хотя бы спектакль “Без права на возвращение”, премьера которого состоялась несколько лет назад в театре им.А.Пароняна.

— Этот спектакль стал не просто важнейшим событием в моей творческой карьере, но и “первенцем” Всеармянского театрального проекта на фестивале “Одна нация — одна культура”. Спектакль состоялся при участии соотечественников из разных стран: автор пьесы драматург Каролин Сафарян (Бельгия), исполнитель главной роли Армен Джигарханян, великолепный Самвел Мужикян из Санкт-Петербурга, Степан Гантарлян (Германия), Армине Микаелян (Москва). Моя же роль была не совсем обычная — я появлялась лишь на экране в видеопроекции, вклиниваясь в кадры исторических хроник и читая монологи женщины, чудом спасшейся от резни...

— Не могу не спросить о предстоящих творческих планах.

— Я сейчас работаю над программой двух своих фильмов, один из которых намерена снимать в Армении. Не буду раскрывать деталей, так как фильм еще находится на стадии подготовки, скажу лишь, что я буду исполнять главную роль и, возможно, одновременно стану продюсером картины. Это история об иностранце, оказавшемся в одной из армянских деревень. Поначалу он от всего воротит свой западный нос, но потом привязывается как к деревне, так и к ее жителям. Съемки начнутся будущим летом.
Что касается писательства, то сейчас я работаю над книгой о моей семье, в частности, о бабушке и ее сестрах. Одна из которых переехала в Армению, другая — в Канаду, третья — в Австралию, а четвертая — в Египет. Так же, как и многих армян мира, их разбросало, что называется, на все четыре стороны. Что ж, попытаюсь собрать их хотя бы в своей книге!

2 комментария:

  1. Я НЕ АНОНИМ, я КАРИНА АРУЧЕАН (МУСАЭЛЯН), но не знаю, как управиться с тутошней "техникой"... Давно не читала твоих материалов, собственная писательская и журналистская жизнь была слишком бурной, но вот сейчас чохом прочитала сразу несколько твоих последних и не самых последних работ - вразброс... Молодец! Как всегда, читала с интересом... интересные герои, интересные вопросы. Успехов!
    КАРИНА АРУЧЕАН (МУСАЭЛЯН)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Карина! Всегда рад видеть тебя - конечно, в реальной жизни намного больше. Напрашивается вопрос: когда?..

    ОтветитьУдалить