Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

пятница, 12 октября 2012 г.

А вы ноктюрн сыграть смогли бы на... бас-дудуке?



В США с большим успехом прошли выступления армянского ансамбля «Дудукнер». От Саят-Новы и Шерама до Хачатуряна и Комитаса, от Баха и Моцарта до Рахманинова и Гершвина — американцы были потрясены оригинальным прочтением знакомых и не очень произведений в многоголосном исполнении квинтета дудукистов: бас-дудук, баритон-дудук, тенор-дудук, альт-дудук и даже пикколо-дудук. Автором всех этих ноу-хау является основатель, руководитель и первый дудук ансамбля, автор двух учебных пособий «Школа игры на дудуке», преподаватель по классу дудука в музыкальном колледже им.Р.Меликяна заслуженный артист Георгий МИНАСОВ.

— Георгий Вартанович, вы родились в семье потомственных музыкантов, и с 7 лет стали играть на мандолине. Родители одобряли ваш выбор?

— Поначалу нет. Они хотели, чтоб я пошел иным путем, выбрал бы более современную что ли профессию, пользующуюся «большим спросом». Но я не собирался уступать: мирно, но настойчиво продолжал гнуть свою линию — «эксперименты» с мандолиной, затем кяманча... Тогда они сдались, и в один прекрасный день мой дядя, известный в Баку и даже за его пределами дудукист Агалар Минасов, сказал: «Или оставь дудук в покое, или стань лучшим дудукистом!» Его слова вдохновили меня, он же стал моим первым учителем. Я окончил бакинское музучилище им.А.Зейнали. В армии был первым кларнетистом оркестра, вернулся в Баку и стал играть в кинотеатре, в ансамбле песни и пляски, работал солистом оркестра народных инструментов Азгостелерадио. Работал во Дворце им.Шаумяна одноименного района Баку, а затем обучал детей игре на дудуке в музыкальной школе им.Шаумяна. В 1963 г. в музыкальной школе открылся класс дудука. На протяжении 20 лет я преподавал армянским и азербайджанским детям.

— А когда же вы переехали в Ереван?

— Как-то на празднование 25-летия азербайджанского телевидения в Баку приехал зампред теле- и радиовещания Армении, писатель и журналист Виктор Балаян. На праздничном концерте выступил и я, но в отличие от других исполнителей ни имени, ни фамилии моих не объявили. Балаян возмутился и, довольно резко выразившись в адрес организаторов концерта, потребовал, чтобы я переехал в Ереван. В это время как раз руководитель ансамбля гусанской и народной песни Рубен Алтунян искал солиста-дудукиста, и я, как говорится, влился в дружный коллектив. Мы объездили десятки стран: были в США, Канаде, Греции, Бельгии, Сирии, Ливане...
Затем родилась идея создать собственный ансамбль «Дудукнер». Сначала это был квартет. Потом, когда мы стали осваивать новые инструменты и расширять репертуар, в качестве дирижера ансамбля к нам присоединилась моя дочь — Татьяна Минасян. В 2000 г. квартет записал свой первый альбом Folk Musik, в котором представлены жемчужины армянской музыкальной культуры. Позже мы переросли в квинтет. В репертуаре ансамбля не только армянские народные и гусанские песни, духовная музыка, восточные мугамы, музыка народов мира, но и классика, и даже джаз. Отдельно хотелось бы отметить и поблагодарить за поддержку коллектива наших замечательных композиторов Степана Шакаряна, Рубена Алтуняна и дирижера Рубена Асатряна. Они поверили в нас и, думаю, мы их не разочаровали. В их обработке в исполнении «Дудукнер» звучат произведения Комитаса, Джорджа Гершвина, Джона Леннона и Пола Маккартни, Арама Хачатуряна, Гусана Ашота, Саят-Новы и др.

— Как родилась идея создания модификаций дудука? 

— Понятно, что все это сделано для того, чтобы иметь возможность исполнять все те произведения, которые сейчас есть в репертуаре ансамбля. Скажу больше, как известно, мугамов семь — но даже их нельзя от начала до конца исполнить на простом дудуке, играются лишь фрагменты. Ведь диапазон дудука невелик — чуть больше октавы. А для того чтобы расширять репертуар, нужно как минимум две октавы, а то и больше. Когда я переехал на родину, в связи с известными бакинскими событиями сюда вернулся также великолепный мастер музыкальных инструментов Сергей Аванесов. После долгих экспериментов, путем проб и ошибок в 1992 году на свет наконец появился первый усовершенствованный вариант бас-дудука. А еще через несколько лет — дудук-тенор, дудук-баритон и т.д.

— Вы мастерски владеете многими инструментами — возможно, кто-то задастся вопросом: стоило ли так мучиться над усовершенствованием дудука для исполнения классики или джаза?

— Я по натуре однолюб. Любовь к инструменту, желание расширить его возможности и репертуар — вот основной стимул, движущий мной в создании новых дудуков. Потом меня всегда тянуло к богатой музыке, а исполнять одно и то же в ограниченном диапазоне в какой-то момент стало неинтересно — захотелось выйти за рамки дозволенного и расширить горизонты. Сегодня «суммарный» диапазон нашего ансамбля имеет целых три октавы, и мы можем исполнять все, что хотим.

— Настал момент рассказать о творческих планах ансамбля.
 
— Увы, на финал вы приберегли самый больной для нас вопрос. Конечно, нас приглашают, мы выезжаем и представляем армянскую музыку за пределами родины. Но в большинстве случаев — за исключением редких гастролей, как скажем, последние выступления в США — переезд и проживание оплачиваем мы сами. В Америке все было просто шикарно — мы выступили в престижных залах, нас прекрасно принимали, мы ни в чем не нуждались. Однако в остальных случаях для гастролей средства нам приходится изыскивать самим. Знаете, не в том я ни возрасте, ни положении, чтобы ходить и просить что-то. Минкультуры прекрасно осведомлено о нашей деятельности и, уверен, прекрасно понимает, какие горы мы можем свернуть, если нас хоть немного финансово поддержат. Мы и произведения сможем заказать композиторам, и альбомы новые записать... Я уже не говорю, что в публикации второго тома «Школы игры на дудуке» государство не приняло ровным счетом никакого участия. Поймите меня правильно, я не жалуюсь — поддержат нас госструктуры или нет, мы все равно будем делать свое дело: выступать на родине и за рубежом, учить детей, готовить смену... Но почему бы не сделать эти процессы более продуктивными — во благо нашей же культуры, во благо нашей же Родины? Ведь в 2005 году армянский дудук был признан памятником нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Так не надо об этом забывать — о желающих приписать себе наши достижения и нашу культуру, думаю, напоминать не стоит... Их навалом!

P.S. Играет ансамбль "Дудукнер" - http://www.ensemble-dudukner.com/index.php/discography

Комментариев нет:

Отправить комментарий