Недавно
свой юбилей отметила ведущая актриса театра на Малой Бронной, заслуженная
артистка Армении Вера Бабичева. О пути из Ленинграда в Ереван, а затем — о нелегком
возвращении на российскую сцену и о многом другом беседуем с юбиляршей.
—
Вера Ивановна, какие из образов, созданных на ереванской сцене, особо дороги
вам? Какие роли изменили вас?
— Меня изменила в первую очередь вся моя
работа в Ереване: от первого дня до последнего. Я приехала ничего не умеющей
студенткой и стала актрисой в Ереване. И все роли, начиная с Принцессы в «Сказке
о любви» (это была первая), по крупице «создавали» меня и, конечно же,
Григорян, почти сразу доверивший мне, начинающей актрисе, большие и взрослые
роли. Каждая роль меня меняла, но отдельно надо отметить Панну Маличевскую и Леди
Макбет — это то, что перевернуло все и в жизни, и в профессии. И, конечно, не
могу не вспомнить «Комнату», «12 ночь», «Татуированную розу». Доверие и любовь
ко мне в Ереване (простите за нескромность) привнесли в мою жизнь очень многое.
— А
какие эпизоды из вашего пребывания в Ереване особенно запомнились вам?
— Я весной была в Ереване, и впечатление было
такое сильное от того, как изменился город, что моя прежняя жизнь как-то
подстерлась. Но вот что никогда не может заменить жизнь в Ереване — это та
эмоциональная природа города, когда тебе реально кажется, что тебя все ждали и
все рады твоим радостям, и печаль твоя — это печаль всех, и приход в каждый дом
— радость для этого дома... И ты каждую секунду ощущаешь себя самой прекрасной
и желанной. Так я себя не ощущала нигде — ни до, ни после! Уезжая, я плакала в
аэропорту, да так, что все подходили и предлагали помощь. А я плакала и
уезжала...
—
Как часто бываете в Ереване и как он вам сейчас — если провести сравнительные
параллели между городом тех лет и сегодняшним?
— Как только зовут, еду в театр на их
праздники, очень уважаю Григоряна и Компанию, выстоявших в то трудное время,
выживших. И театр их живет. Поэтому еду к ним по первому зову. Ереван мне
показался очень европейским — красивая молодежь, я сидела у фонтана весь вечер
одна и не могла наглядеться. Конечно, быть в гостях хорошо, и ты многого не видишь
и не знаешь, как живут люди, какие у них проблемы и трудности, стало проще или
нет, поэтому, думаю, мне некорректно давать оценки — все мои друзья уехали, и я
сегодня вижу лишь очень красивую обертку. Дай Бог, чтобы внутри было так же. Но
по-прежнему светит солнце, все вкусно, и ты опять ощущаешь себя красавицей...
—
Если б можно было повернуть время вспять, и вам представилась возможность
сыграть какой-то один спектакль из того репертуара, какой бы вы выбрали и с
кем?
— Конечно, Макбет с Коротковым! Я не была
назначена на эту роль — слишком молода и неопытна — ее репетировала другая
актриса. И вдруг звонок Григоряна: «Вера, завтра репетиция!» Первый день и... «она
так его любит, что нет ничего, что бы она не сделала». Мы с ходу играем сцену,
как я жду его не для борьбы за власть, ни для чего-то, только для того, чтобы
любить и быть любимой. И в этот день я поняла, как ее играть: она не злодейка,
ей кажется, что нет ничего такого страшного ни в чем, если он будет счастлив, и
тогда можно через все переступить. А когда я понимаю, что, переступив, я
потеряла именно то, ради чего это делала, вот тогда и жить стало незачем...
—
Вы — заслуженная артистка Армении, проработали в театре им. Станиславского в
общей сложности 10 лет. Но вы ведь поначалу не сюда собирались...
— Вы правы, я попала в Ереван случайно. Мы с
курсом поехали открывать театр в Волгограде, но там все оказалось ужасным... В
это же время туда на гастроли приехал Ереванский театр. Не отработав и сезон, я
решила показаться Григоряну, и тут все закрутилось... Словом, новый сезон я уже начинала в Армении.
—
Сегодня вы — ведущая актриса Театра на Малой Бронной. Расскажите о вашей
карьере после театра им. Станиславского.
— Тот тернистый путь, который пришлось
преодолеть, врагу не пожелаю. Я начала работать в театре Маяковского, куда меня
пригласили, но, конечно, я не была готова к этому ни в каком смысле. Конечно, в
Ереване я была заласкана, и это казалось нормальным. А тут Москва, конкуренция
не на жизнь, а на смерть, другой ритм жизни, работы, нет жилья, да еще и смерть
близких... Я потерялась. Очень много раз было желание вернуться, но я, зная,
что так не бывает и никогда уже не будет, очертя, начала бороться. Я играла
везде, во всех театрах, во всех самостоятельных работах. Я поняла, что очень
многого не умею и начала учиться, а потом и преподавать (лучшее обучение). Со
временем появились режиссеры, захотевшие со мной работать. Я даже прошла
кастинг рок-оперы, меня взяли на главную роль. Ну а потом... я встретила Сергея
Голомазова, и мы больше не расставались — ни в работе, ни в жизни. Я играла и в
Риге, и в Театре им.Гоголя, продолжая работать в Маяковке. В ГИТИСе у Сергея
появилась своя Мастерская, и меня пригласили преподавать, что я и делаю вот уже
14 лет. В театр на Малой Бронной я перешла вслед за своим режиссером, вместе с
нашими учениками, и теперь, закусив удила, мы идем дальше.
—
Прошлой осенью в театре на Малой Бронной состоялась премьера спектакля
Александра Назарова «Женщина в главной роли» по пьесе Жана Ануя «Коломба». В
эту субботу также ожидается премьера спектакля «КОЛОМБА, или «Марш на сцену!»
Чем отличается этот спектакль от прошлогоднего?
— Спектакль Назарова не получился, он прошел
один раз и был снят с репертуара. И уже весной вышел «Марш на сцену» в
постановке Голомазова. Это было правильное решение, хотя очень нелегкое для
всех. Но вот спектакль идет, и мы снова и снова признаемся в любви к Театру,
иногда смеемся над собой и иногда горько плачем... Новый спектакль отличается всем, описать я это не могу — он
просто другой.
—А
как вам работалось с Евгенией Симоновой и ее дочерью Зоей Кайдановской в
спектакле «Три высокие женщины»?
— Эта работа начиналась как эксперимент. Мы
случайно прочли пьесу. А так как мы с Женей дружим с момента моего приезда в
Москву, и ее семья была мне родной в самые трудные минуты, нам просто
захотелось сделать что-то вместе. Мы стали репетировать: то у них дома, то у
нас, не ставя себе никаких особенных задач, кроме радости творчества и общения.
Они вдвоем — мы вдвоем. Сумка с реквизитом, магнитофон и любое место, где можно
репетировать. Выпустили в Учебном театре ГИТИС, и вдруг... поднялся такой шум,
награды, премии, аншлаги! Потом стали играть в Маяковке, а когда Голомазов
получил Театр на Малой Бронной, то забрал репертуар, в том числе и этот
спектакль. Вот уже начался десятый сезон, но мы играем его как в первый раз:
так он сделан, что каждый раз идет по-разному, в зависимости от того, какие мы
сегодня и что с нами происходит здесь и сейчас. Мы объехали с ним огромное
количество городов и стран, но признаюсь, самая большая моя мечта — приехать с
этим спектаклем в Ереван. Я знаю нашего зрителя и знаю, что нас поймут. Но времена
трудные, и должен найтись человек, который сможет и захочет нас привезти. Увы,
пока его нет...
— А
приехать сюда со спектаклями — хотя бы в рамках театральных фестивалей?..
— Ну, это не от нас зависит — есть устроители
фестивалей, они подбирают то, что им интересно. Театр на Малой Бронной недавно
был в Питере, в прошлом году — в Балтии, но из Еревана подобных предложений не
поступало. Мы-то мечтаем об этом, но времена...
—
Вернемся к вашей преподавательской деятельности. Вот может сегодняшний
выпускник так же, как вы некогда, взять и махнуть в Ереван, проработать в
тамошнем театре 10 лет?..
— Боюсь, что нет, и тому есть немало причин.
Но они так же увлечены и так же хотят работать. С одной стороны, у них больше
возможностей, а с другой... ведь нас искали, уговаривали приехать, думали, где
мы будем жить. А они живут в сознании: буду медийным и меня позовут. И все, и всюду.
А нет — будет сложнее и почти всегда обидно. И бедно... Хотя есть уникальные
ребята. Но из Москвы уехать трудно, как бы не было здесь нелегко.
—
Происходящее сегодня в театре (в постсоветском и не только) можно назвать «поиском
без границ»: сплошь и рядом «театральный креатив», а ценза никакого. Не нужны
ли, на ваш взгляд, хотя бы направляющие?
— Ой, давайте я не буду умничать: у каждого
свой взгляд на это, а я работаю в очень хорошем театре, почти целомудренном. Не
мне судить, что делают другие — пусть этим занимаются специально обученные
люди, а я репетирую по 7 часов в день.
— Ну а каково ваше отношение к тому, что растет визуальная, зрелищная сторона? Да
и в целом сегодня, казалось бы, более актуальны спектакли, в которых слово
сведено к минимуму, почти к нулю...
— Все интересно, что талантливо. Есть очень
талантливые произведения, где слово первично, а есть, где тело говорит так, что
слышишь, о чем с тобой говорят. А есть спектакли, где все правильно, но...
невыносимо скучно. Когда талантливо рассказана история, это прекрасно.
—
Это интервью будут читать ереванцы, в том числе ваши поклонники. Что бы вы
хотели сказать им?
— Я хочу обратиться ко всем, кто помнит меня,
кто помогал и любил меня. Это были счастливые годы моей жизни — самые
интересные и добрые. Я вас люблю!!!
Фото Владимира Кудрявцева
Верочка, ты замечательная!Новых проектов!
ОтветитьУдалитьПросто здорово!!!
ОтветитьУдалить