Музыка толстых”, как говорили большевики,
довольно популярна в Армении, не говоря уже о том, что многие из наших
джазменов откровенно именуют свою музыку “армянским джазом”... А с чем его
едят? И существует ли он вообще или, как в известном анекдоте о Рабиндранате
Тагоре и ваучере: все очень уважают, но никто не может толком объяснить, что
это?..
Считается, что он появился в Армении 75 лет
назад, когда по радио впервые прозвучала джазовая композиция в исполнении
оркестра под управлением Артемия Айвазяна. Бытует также мнение, что армянский
джаз существует с тех пор, как армяне стали вообще исполнять подобную музыку.
Как бы то ни было, армянский джаз успел полюбиться за эти годы не только у себя
на родине, но и стал признанным брендом на мировом джазовом рынке.
В чем же секрет популярности армянского
джаза? В чем его неординарность? И, наконец, кто же тот смельчак, что осмелился
не просто заговорить на эту тему, но и представить свои умозаключения в виде
диссертационной работы “Джаз в Армении”? Впрочем, особо представлять его не
надо — это заслуженный деятель искусств РА, доцент Ереванской Госконсерватории
Армен “Чико” ТУТУНДЖЯН.
Талантливый
музыкант, один из столпов легендарного “брюсовского” джаз-трио, основатель
группы Chico&friends Армен Тутунджян уже давно и плодотворно работает над
изданием книги об армянском джазе. И очень правильно, что он решил представить
свои изыскания, умозаключения в этой области в качестве диссертационной работы.
Руководителем работы стал профессор Госконсерватории им.Комитаса, кандидат
искусствоведения композитор Михаил Кокжаев. “Работа Тутунджяна относится к
числу наиболее актуальных, поскольку исследований в областях музыкознания,
связанных с жанрами джазовой музыки, у нас очень мало, — считает Михаил
Артемович.
—
Армен Тутунджян — создатель учебника “Ритм и движения”, а также автор
готовящейся к изданию книги о становлении и развитии джаза в Армении, опираясь
на большой собственный опыт исполнителя и широчайшую информацию об истории
формирования армянского ответвления джаза, весьма профессионально отнесся к
замыслу своей диссертации “Джаз в Армении”. Она осуществлена обстоятельно и, не
скрою, мне, человеку, имеющему некоторое отношение к джазовой музыке, чрезмерно
интересна. Да и в целом, интерес к развитию джаза в поле национальной
музыкальной культуры огромен. Достаточно отметить, что концертных площадок, на
которых звучит джаз — отечественный и зарубежный — множество. Весьма
значительным выглядит число громких имен армянских джазовых музыкантов,
прославивших себя и нацию за пределами страны.
Необходимость
углубления исследования феномена национального джаза очевидна, и не только в
плане исторических исследований, но и в плоскости фундаментальных исторических
изысканий. За многие десятилетия развития джазовое искусство Армении
обогатилось самобытной ритмикой и интонационностью, восходящей корнями к
многовековой армянской традиции, высокодуховной и совершенно уникальной по
характеристикам музыкальной выразительности. Между тем внимания, уделяемого
музыковедами этому пласту национального искусства, явно недостаточно. Это
несомненный пробел в нашем музыкознании, и я надеюсь, что диссертация
Тутунджяна станет первой в серии исследовательских работ об особенностях
армянского джаза.
...Кстати,
как пообещал сам “без 5 минут кандидат”, книга “Джаз в Армении” скорее всего
выйдет под занавес этого года. “Целью моей работы было выявление сугубо
армянского джазового фактора, а не околоджазовой армянской музыки, — говорит
он. — Если б я писал чисто научную работу о джазе, то начал бы не с 1938, а с
1956 года. Но! Надо отдать должное тем, кто стал предтечей армянского джаза,
кто создал необходимую почву, на которой взошли те плоды, которыми восхищается
сегодня, не побоюсь этого слова, весь мир.”
Отдельную
главу как в диссертации, так и в готовящейся книге Тутунджяна занимает так
называемый “блокадный” армянский джаз. “Джаз звучал в Армении, не прерываясь,
как в блокадные годы, так и ныне — вне зависимости, считают ли наши музыканты
армянским джазом то, что играют или нет, — продолжает Тутунджян. — И, конечно
же, независимость позволила джазу выйти из домов, перенестись на площадки,
стать, наконец, одним из средств заработка... Что же до интернациональности
нашего джаза, то сам этот жанр требует тотальной и безоговорочной самоотдачи от
музыканта, и каждый из них, погружаясь в бездонный мир этой чарующей музыки,
привносит в нее кусочек себя. В этом и заключается волшебство джаза: каждый,
играя джаз по-своему, понятен другому исполнителю...”
Ну
что ж, нам остается лишь поздравить нашего дорогого Чико и еще раз отметить,
что джаз — одна из самых уникальных платформ не только для музыкального, но и
международного общения. И стоит лишь гордиться тем, что мы умеем общаться на
этом языке — да так профессионально и самобытно, что даже другие народы по
праву называют его АРМЯНСКИМ ДЖАЗОМ!
Комментариев нет:
Отправить комментарий