Как сложно представить себе Ереван без
кинофестиваля “Золотой абрикос” — без премьер, интересных встреч,
мастер-классов именитых деятелей киноискусства, — так и невозможно представить
сам фестиваль без присутствия большого друга “Золотого абрикоса”, можно
сказать, его старожила, президента Гильдии киноведов и кинокритиков России,
известного рос- сийского киноведа и культуролога Кирилла РАЗЛОГОВА.
Кирилл
Эмильевич, как вам нынешний фестиваль: плюсы, минусы?..
—
Ну, нынешний фестиваль отличается от предыдущих тем, что Арутюн Хачатрян его
сделал для себя юбилейным — ему исполнилось 60 лет, и это стало одним из
центральных событий фестиваля... Безусловно, стоит отметить окончательное
превращение фестиваля в международный при сохранении здравой концепции
небольшого количества гостей и непосредственного взаимодействия между ними. Это
далеко не у всех фестивалей получается. Что касается фестивальной атмосферы,
нет перебора светских мероприятий, как раньше, тем не менее люди общаются между
собой, налаживаются новые связи, обсуждаются проекты...
Если
говорить о конкурсной программе, то она представлена в основном из картин очень
достойного качества. Очень хорошо, что представлена разного рода экзотика. Я с
радостью узнал, что планируется запустить в рамках фестиваля программу
этнологических и этнографических фильмов, и это уже просматривается в нынешнем
фестивале. Действительно, очень интересные картины — колумбийский фильм о змее,
гватемальская картина “Исканул”, — вообще это очень важная тенденция для
современного кино. Вот что касается роста фестиваля.
По
географическому охвату, по качеству фильмов здесь представлена и классика, и
современное кино разных стран. Например, очень забавной получилась программа,
посвященная 100-летию болгарского кино. В частности, стоит отметить картину
“Урок”, обратившую в последнее время внимание на новую волну болгарского кино и
получившую главный приз международного жюри на ММКФ.
Также
нельзя обойти вниманием приезд двух звезд мирового масштаба — Орнеллы Мути и
Настасьи Кински, украсивших своим присутствием кинофестиваль “Золотой абрикос”.
Были также представлены известные картины с их участием.
—
В этом году есть две новые внеконкурсные программы: “Мы есть” и “Больше
никогда”, посвященные теме геноцида армян, и не только. Как вы оцениваете эти
фильмы?
—
Это картины весьма достойного уровня, глубокие, хотя есть и спорные. Я,
например, видел на открытии “Безумную историю” Робера Гедикяна — сама по себе
работа, может быть, не вполне удачная, потому что он хотел, чтоб это было
интересно и понятно всем (задача не из легких!), но на меня произвело сильное
впечатление то, как зал принимал картину, сопереживал. Это были особые
ощущения, и я очень рад, что посмотрел этот фильм не в Каннах, где он прошел в
официальной программе не особо замеченным, а именно здесь, в Армении.
—
У каждого человека, а тем более представителя культуры, искусства, есть своя
па- литра цветов, свое худо- жественное мышление. С чем у вас ассоциируется
Армения?
—
Ой, это множество ассоциативных рядов. Один ассоциативный ряд — это Рубен
Мамулян, второй — гора Арарат, третий — Карабах, четвертый — это некое такое
сообщество армян в мире, в котором я время от времени оказываюсь в качестве
некоего ассоциированного члена. Последнее наиболее интересно, хотя этот интерес
касается не только армян. Когда я в молодости впервые столкнулся с сообществом
евреев, меня оно тоже поразило — именно как сообщество. Хотя этнически во мне
нет еврейской крови, но ощущение некоего внутреннего единства было одним из
самых сильных впечатлений. А в случае с армянами у меня это еще подкрепляется и
этническим происхождением.
—
Действительно, вы — внук наркома иностранных дел Армянской ССР Александра Бекзадяна...
Как ощущаете свои корни?
—
Я, к сожалению своему и стыду, не знаю армянского языка. Никогда не жил в
Армении. Даже мама видела своего отца, по-моему, всего 3 раза в жизни. Я же
лишь видел его фотографии в музее города Еревана. Тем не менее я чувствую свою
принадлежность — этническую в том числе — к армянской нации, армянской
культуре, армянскому народу. Естественно, что один из аспектов, который мне как
культурологу особенно близок в судьбе армянского народа, это тот факт, что в
результате геноцида и разного рода других столкновений армяне, как и евреи,
сегодня рассеяны по всему миру. Возникает такое транснациональное,
транскультурное сообщество этнических армян — мне очень интересно наблюдать,
как это происходит и как люди взаимодействуют между собой.
—
В программе фестиваля представлен фильм “Элегия” на азербайджанском языке. Тут
мнения общественности разделились: одни считают, что это правильно, шаг
навстречу, другие видят в этом ненужные реверансы и т.д.? Каково ваше мнение?
—
Я, безусловно, поддерживаю эту инициативу. Считаю, что невзирая на любую
ситуацию, в том числе и конфликта, перешедшего в латентную фазу, присутствие
таких картин в программе заслуживает поддержки. Увы, я не видел фильм и ничего
не могу сказать на предмет качества, но сам факт ее участия считаю очень
важным. Если в ответ будут соответствующие шаги на их фестивалях, я это буду
только поддерживать, тем более что это не первый случай на “Золотом абрикосе” —
в прошлом году картина “Качели гробовщика” Эльмара Иманова удостоилась
специального приза в номинации короткометражных фильмов “Абрикосовая косточка”.
—
Одной из важ- нейших целей фестиваля организаторы указывают возвращение зрителей
в кинотеатры, возрождение культуры широкоэкран- ного просмотра картин. Как, на
ваш взгляд, изменился зритель за эти годы?
—
Небо и земля — на первом фестивале вообще, бывало, сидели не более пяти человек
в зале, сегодня сплошные аншлаги, яблоку негде упасть! Исключение разве что
составляют ранние сеансы, на которые все еще можно достать билеты. В этом
отношении вклад “Золотого абрикоса” просто неоценим, исключителен! И тут не
только количество зрителей — стали открываться киноклубы, я уже не говорю о
новых кинотеатрах “Синема Стар” и “Айастан”. А если в городе открываются
кинотеатры, значит жизнь продолжается!
Комментариев нет:
Отправить комментарий