Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

понедельник, 27 декабря 2010 г.

Грант ТОХАТЯН: ""С Новым годом!" пусть скажет нам Любовь!"

Каждый, кто хоть раз побывал на новогоднем спектакле в Камерном театре образца 80-90-х годов, на вопрос о лучшем Деде Морозе ответит однозначно — Грант Тохатян.
Многие помнят и скучают по обаятельному грантовскому дедушке с громовым, но в то же время очень родным голосом. Цель нашей беседы — вернуться в то время, вспомнить прошлое и обсудить, возможно, сравнить с настоящим…
— Начнем, по традиции, с самого запомнившегося новогоднего казуса за историю детских спектаклей.
— Все случаи, касающиеся детишек, сами по себе запоминающиеся. Но был один, который очень трудно забыть. Пришел как-то на спектакль маленький сын скульптора Самвела Казаряна и… с первых же секунд умудрился перенести спектакль в свое поле, при этом полностью поменяв сюжет пьесы. Он сам стал водить за собой детей, искать разбойников, укравших Снегурочку… Нам же, естественно, пришлось плясать под его дудку: кататься по полу, ползать за ним и ловить этих самых разбойников. Действие спектакля начиналось с Розового зала, в котором сейчас расположен музей театра.
Далее все переносилось в галерею, которая была метра на три ниже, чем Розовый зал. Именно туда разбойники и прыгали, убегая от Деда Мороза. Каково же было наше удивление, когда детишки под предводительством того самого мальчишки вдруг поймали одного из разбойников за ногу и не соглашались нипочем его отпускать. Тот беспомощно повис в воздухе, тщетно пытаясь освободиться. Что делать? Ситуация безвыходная — пауза нарастает! Вынужденно я — точнее, Дедушка Мороз, — изменив принципам своего персонажа, принялся упрашивать детей отпустить несчастного разбойника, клятвенно уверяя их, что тот после всего случившегося обязательно исправится. Слава Богу, они меня послушались…
— Не секрет, что многие зрители старались попасть на так называемый “зеленый” спектакль. В чем был секрет?
— Начнем с того, что Камерный театр одним из первых тогда стал делать новогодние спектакли, как для детишек, так и для взрослых.
А “зеленым” назывался последний спектакль в сезоне, который действительно был всегда самым интересным, поскольку на нем позволялось делать все, что нельзя было делать на обычных спектаклях.
— Эдакий импровизированный актерский расслабон?
— Точно! Спектакль был в первую очередь интересен нам самим, потому что мы менялись не только местами, но и ролями, выдумывая по ходу новые куски… Взрослые зрители, не раз смотревшие до этого спектакль, обязательно старались попасть и на “зеленый”. Вместе с малышами они бегали, прыгали, скакали, пели, читали стишки для Дедушки Мороза.
Причем это были не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки… Они искренне обижались, если им не доставался заветный мандарин или конфетка, и, сами того не замечая, на какое-то мгновение снова становились детьми. Это было по-настоящему здорово!
— Есть ностальгия по Деду Морозу? Или сегодня популярней Каханд Папи?
— Как бы его ни называли — суть одна: это очень добрый и чуткий проводник в мир детства, в ту сказку, которая со временем, увы, забывается… Но ведь ожидание чуда должно сохраниться в любом возрасте.
Все чаще под Новый год мы видим на улицах не Дедов Морозов, а какой-то мутирующий образ, более схожий с Санта Клаусом. При таком раскладе уж лучше пусть будет Каханд Папи, тем более что есть немало интересных национальных традиций, которые стоило бы вспомнить, восстановить.
А что касается тоски по Деду Морозу — конечно, она есть. Каждый год мы с продюсером Арменом Амбарцумяном собираемся заняться елочными представлениями, но, увы, как-то руки не доходят. Будем надеяться, что на следующий год это все же удастся и у нас будет новогодний спектакль, в котором я вернусь в свой сказочный лес и снова стану Дедушкой Морозом…
— А как тогда вы сами отмечали Новый год?
— Конечно же, в театре — это была устоявшаяся традиция. Ведь Камерный театр был нашим домом, в котором мы жили, строили, репетировали, играли, любили, даже создавали семьи… А где принято встречать Новый год? Конечно же, дома, в кругу родных, друзей и близких. Мы собирались ночью в театре и отмечали приход Нового года обилием музыки, конфетти, выпивки, смеха, улыбок и счастья!..
Единственная “вольность”, которую мы себе позволяли, — не играть спектакли 1-го января. Поверьте, после бурной новогодней ночи это было практически невозможно…
— “Бог, который не умеет улыбаться, не смог бы создать такой забавной Вселенной, как у нас”, — сказал философ. Не кажется ли вам, что мы очень серьезно отмечаем Новый год? Мы, созданные по образу и подобию Творца, умеем улыбаться?..
— Действительно, мы радуемся и веселимся несколько иначе, чем другие народы, — более сдержанно, что ли. Даже в танце неустанно следим за тем, кто и как посмотрит на нас, не производим ли мы глупого впечатления?..
С другой стороны, отрадно, что сегодня празднования дней армии, независимости, Еревана стали приобретать все более массовый характер. И ведь дело не в календарной дате или в исторических корнях того или иного праздника — важен факт духовного единения, столь необходимого сегодня, возможно, больше, чем когда-либо прежде!
— И, наконец, хотелось бы услышать поздравление от заслуженного Деда Мороза всех времен (и народов).
— Желаю счастья, здоровья, процветания, улыбок и благосостояния. Желаю восстановления умения и желания работать и радоваться!
После тяжких лет лишений в наш город, казалось бы, пришли свет и тепло, но от этого не стало ни светлей, ни теплей — исчезли ощущение реальности и вера в завтрашний день. А любовь? Может быть, это прозвучит банально, но мне кажется, надо заново полюбить и поверить в свой город и в свою страну. Эта любовь не должна быть на словах — она должна вновь проснуться в сердцах и с новой силой найти свое отображение в нас и в наших поступках. Так что, если мир спасет, как известно, красота, то нашу страну — любовь. Только любовь, и больше ничего!
Я желаю и искренне верю в то, что новый, 2011, год принесет с собой Свет, Тепло и Любовь — столь необходимые и долгожданные!

Комментариев нет:

Отправить комментарий