— Вы впервые на этом фестивале — каковы впечатления?
Борис Мильграм — Более того, мы впервые в Армении, и у нас очень сильные впечатления как от страны, так и от фестиваля. Все смешалось в какую-то очень приятную амальгаму: красивый город, большое количество скульптур, доброжелательность ереванцев... Вообще то, что происходит в Армении, впечатляет, радует и вызывает очень необычное чувство благодарности — не низкопоклонства, которого совсем не видно, а именно какой-то правильной благодарности. Думаю, это сохраняет народы, потому что прожить всю эту непростую историю — весьма непростая задача. Но вы справляетесь — и это прекрасно!
— Вы являетесь организаторами фестиваля "Белые ночи в Перми", на котором в этом году была представлена и Армения. Как вам наше участие?
Вероника Вайсман — Очень яркое! В этом году Армения впервые была представлена на фестивале "Белые ночи в Перми" в рамках Международной программы "Большой Кавказ", где приняли участие также российские кавказские республики. Со стороны Армении этим занимался Артур Гукасян — президент HIGH FEST.
Сегодня культура в Пермском крае занимает очень важную позицию. Мы стремимся даже войти в программу "Культурные столицы Европы" — пока она закрыта и для нас, и для вас, но мы пытаемся вместе с Белгородом пробить эту брешь, поскольку понимаем, как это важно для развития города и региона.
Борис Мильграм — Поэтому мы открыты для международных проектов. По крайней мере, наш приезд сюда — не просто и не только любопытство. Мы давно дружим с Гукасяном, он достаточно часто приезжает к нам. Поэтому мы и сочли уместным пригласить его для совместной деятельности. Он предложил провести недельный фестиваль уличных театров. Гукасян начнет свою работу в Перми с 2012 года.
— В рамках HIGH FEST былo несколько армянских коллективов. Что-то приглянулось?
Борис Мильграм — Много интересных постановок... Но в первую очередь хотелось бы отметить Маленький театр Ваана Бадаляна и, конечно же, театр "МИГР", с которым мы знакомы еще по Перми. Маленький театр покорил меня своими прекрасными детьми и замечательным режиссером, который все так красиво придумал. Все это очень хорошо, интересно, но... что же дальше? Ведь как продукт это только замысел — отличный замысел... Я пришел к выводу, что самое главное — нужно уметь делать продукт и правильно его представлять.
— Не так давно все пророчили крах театру, а вы говорили о том, что театр раньше всех выскочит, и мы преодолеем этот кризис. Однако сегодня все убеждает в противоположном. Театр оказался в растерянности...
Борис Мильграм — Театр не может исчерпать себя, он излучает живую энергию. Но проблемы есть и кажутся порой неразрешимыми. В театре вдруг стало не о чем говорить. Казалось бы, есть деньги, но не о чем говорить... А главное — не для чего. Публика идет, но нет того ажиотажа, какой был в золотые времена советского театра. Все хотят глупостей, к которым за прошедшие годы приучили публику, — к глупому, бездумному сниманию штанов и безудержному веселью от этого. Но мне кажется, что произойдет сильный отток зрителя. Я его предвижу...
— Как вы относитесь к репертуарным театрам?
Борис Мильграм — Репертуарный театр — столб, на котором держится все театральное здание. Они оплот какого-то уровня, и надо давать им больше возможностей. Это вопрос государственной важности, а, следовательно, решаться должен на госуровне. Семь лет назад я пришел в пермский театр — там не было никакого бюджета на новые постановки. Сегодня же у нас все театры в Перми имеют приличный бюджет. Они могут приглашать практически любых режиссеров, первоклассных художников — созданы все условия для того, чтобы серьезно относиться к своей деятельности.
— Какая средняя зарплата у актера в Пермском крае?
Борис Мильграм — У нас это не самая бедная область – средняя зарплата в наших театрах не ниже средней зарплаты по краю. Не знаю, какая средняя зарплата в Армении, но у нас в крае приблизительно 650 долларов. А в нашем театре ставка и повыше...
— Многие считают, что в наш сумасшедший век зрителю не до высокого искусства и поэтому он может довольствоваться облегченными суррогатами...
Борис Мильграм — Театр — это живой организм, всегда есть к чему стремиться. Но, как выяснилось, публика не всегда напрямую требует от театра нового, они готовы смотреть и старое, и готовы сильно не ждать изменений. А частенько, вы правы, публика даже побаивается, вдруг для нее это окажется сложным. Я, конечно, лично за изыски, я считаю, что искусство для того и существует, чтобы раздвигать горизонты восприятия, а не потакать уже сформированным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий