Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят... А заботит нас сегодня, как раз, отсутствие этой самой культуры. Замкнутый круг?.. О том, как выйти из сложившейся непростой ситуации, читайте в эксклюзивных интервью видных деятелей культуры Армении… и не только.

понедельник, 25 октября 2010 г.

Гурген ХАНДЖЯН: "Нам нужен независимый авторский театр!"

Сегодня в Ереване стартует I Международный открытый фестиваль современной драматургии "Реабилитация настоящего". Фестиваль пройдет в формате авторских чтений. В нем примут участие ведущие драматурги стран СНГ, Балтии и Грузии. "Цель фестиваля — выявить современных армянских авторов, найти созвучные общественному мнению произведения, которые по той или иной причине не поставлены на сцене или не экранизированы, раскрыть новые таланты. Важнейшая задача — помочь эффективным творческим встречам, сотрудничеству талантливых постановщиков, обладающих живым и самобытным мышлением", — говорит руководитель отдела по связям с общественностью Министерства культуры Армении Г.Дургарян.

Вкратце об условиях: от каждой страны выбирается "парламентер", который должен будет представить на фестивале свою пьесу, а тем самым — драматургию своей страны. Честь выступить от Армении выпала драматургу, главному редактору журнала "Драматургия" Карине Ходикян.

Ниже публикуется интервью с одним из членов избирательной комиссии писателем-драматургом Гургеном ХАНДЖЯНОМ, снабженное небольшими "лирическими отступлениями".

— Выбор пал на Карине Ходикян — в конкурсе имели право участвовать только члены Союза писателей?

— Нет, все желающие. И, надо сказать, было представлено немало интересных работ.

— В основном это люди взрослые?

— Я тоже так думал. Однако был приятно разочарован, увидев среди соискателей даже пьесу 20-летней девушки.

— Как вы оцениваете состояние современной отечественной драматургии?

— Увы, в большинстве случаев отечественная драматургия сегодня представлена комедиями. Прикрываясь фразой "народ устал думать", продюсеры травят развлекаловку, а драматурги бесперебойно снабжают их необходимым сырьем. В то же самое время, вместо того чтобы поддержать драматургов, помочь им представить свои серьезные работы на сцене – не только в Армении, но и за пределами страны, — выделяются финансы на проведение фестивалей, цель которых изыскание новых внутренних драматургических резервов... Друзья, вы с тем, что есть, разберитесь для начала!

— Вот позиция худрука Камерного театра, драматурга Ара Ернджакяна по этому поводу:

"Фестивали не должны быть ориентированы, как сейчас, исключительно на самих организаторов и на узкий круг их друзей, который в общем-то и составляет основной контингент зрителей. Они получают удовольствие, а город тем временем остается как бы вне периметра этого праздника. Вероятно, необходимо более серьезно подходить как к вопросам организации самого мероприятия, так и к фактору подбора коллективов, информированию зрителей и т.д.".

— Я тоже не против фестивалей — это прекрасно, что в Ереване приезжают интересные коллективы, проводятся увлекательные встречи и мастер-классы... Но что это дает отечественному драматургу? Он как был не у дел, так и остается. Если раньше молодые режиссеры предпочитали выезжать на брехтовских и шекспировских пьесах, то сейчас они изыскивают новую драму далеко за пределами своей страны — Туррини, Фрешетт, Ронзони...

— Ну не нравится им то, что наши пишут. Наверное, оттого, что плохо и скучно пишут? Кстати, вот мнение по этому поводу театрального продюсера Армена Амбарцумяна — создателя нашумевших "Хатабалады", "Mea Culpa" и т.д.:

"Сегодня в Армении наблюдается тотальное обнищание драматургии. На пальцах одной руки можно сосчитать людей, чьи пьесы могут быть приняты к рассмотрению для постановки на серьезной сцене. Мы удивляемся тому, что люди не хотят читать — не тому ли виной отсутствие умеющих и обязанных грамотно и интересно писать: причем как книги, так и сценарии? Моя позиция как театрального продюсера такова: развивающейся драматургии в Армении нет и виной тому отсутствие институционального подхода к решению данной проблемы. Спросите у любого школьника, хочет ли он стать сценаристом? Уверен, многие даже и не знают, что это такое!"

Г-н Ханджян, в этой связи хотелось узнать ваше мнение по поводу журнала "Драматургия", главный редактор которого вскоре представит на фестивале драматургии свою пьесу.

— К чести Карине Ходикян надо отметить, что сегодня журнал "Драматургия" — это тот единственный островок, где все еще уцелела нормальная качественная драматургия. Современные драматурги тут представляют как разные жанры, так и разные формы. Нельзя однозначно сказать, что все идеально, но интересные работы довольно часто попадаются. Не без сожаления, но с уверенностью могу сказать, что мало кто из армянских режиссеров и продюсеров вообще читает этот журнал. Для них более приемлем накатанный вариант — алиби об отсутствии драматургии в Армении. А с чего ей быть-то, раз никто из вас ее не ставит? "Народ устал думать, он приходит в театр отдыхать" — существовать под этим конъюнктурным щитом весьма легко. Но вопрос — до каких пор?..

— Но ведь это, увы, правда — люди сегодня не хотят излишне напрягаться...

— Мы, сами того не замечая, уже сколько лет живем в режиме "расслабленных мозгов". Естественно, для того чтоб понять серьезную пьесу, приходится оные напрягать. В данном случае удобней вариант, когда уже все за тебя разжевано и остается только худо-бедно переварить. Но это ли верный путь, не он ли неуклонно ведет к тотальному духовному обнищанию нашего зрителя? Мне кажется, нам всем стоит задуматься об этом. Не сразу, возможно, мало-помалу, но необходимо вернуть зрителя на ту интеллектуальную высоту, с которой мы его так безжалостно некогда спихнули.

В этой связи я согласен с Арменом Амбарцумяном — надо больше уделять внимания внедрению и развитию системы, которая, по логике вещей, должна будет в скором времени снабжать армянский театр новыми драматургами. Но и тут возникает вопрос: кто будет преподавать молодым? Приезжие специалисты, время от времени проводящие мастер- классы, или стоит все же задействовать внутренние, хоть и порядком поистрепанные резервы?..

— Как вы считаете, что еще помимо всего вышесказанного может благотворно повлиять как на развитие драматургической мысли, так и армянского театра в целом?

— Сегодня в Ереване много пустых театров: причем как в прямом смысле, так и в переносном. А почему бы не открыть в Армении независимый авторский театр? Театр, куда (пускай опять на какой-то конкурсной основе) драматург смог бы принести свою пьесу, не рискуя быть вышвырнутым? Театр, где молодой режиссер смог бы, работая бок о бок со сценаристом, создавать новые интересные спектакли! Необходим театр, который бы не зависел от законов рынка в таких угрожающих для него масштабах, как сегодня. Естественно, что подобное начинание сможет существовать исключительно при государственной поддержке. Вот на это, мне кажется, имеет смысл сегодня тратить деньги — такую систему создавать и от нее ждать обнадеживающих результатов.

Хочется надеяться, что стартовавший фестиваль драматургии, равно как и все остальные не менее интересные театральные и литературные начинания в Армении приведут-таки в конечном итоге к этому результату. Иначе получится как в известном афоризме: "В процессе сравнения отношения к культуре наладились сравнительно культурные отношения... и только".

1 комментарий:

  1. К сожалению, театр потихоньку превращается из культурного и культового места в занятие для немногих любителей, которых с каждым годом всё меньше и меньше, так как старики уходят, а молодёж "сидит" на голливудских фильмах и сериалах.

    ОтветитьУдалить